Шлюз судоходный

Гидрология

Шлюз судоходный – размещающееся между двумя водными объектами(бьефами) с различными уровнями воды гидротехническое сооружение применяемое для прохода морского транспорта между бьефами в которых отличается уровень воды. Бьефом называется часть канала которая примыкает к гидротехническим сооружениям.

Процесс прохода морского транспорта через судоходные шлюзы называется шлюзованием. Морской транспорт подплывает к шлюзу по верховому или низовому подходному каналу. В каждом подходном канале имеется причал около которого судно может отстаиваться в ожидании шлюзования. Также в каждом из таких каналов имеются сооружения которыми обеспечивается безопасный проход морского транспорта в шлюз именующиеся направляющими палами. Морской транспорт проплывает из одного водного объекта (бьефа) с более низким уровнем воды в другой с более высоким уровнем или наоборот при помощи камер шлюзов. Уровень воды в камерах выравнивается в соответствии с уровнем воды в бьефе из которого морской транспорт заплывает в шлюз или в который выплывает из шлюза. Во время шлюзования судна пропускаются как правило путем чередования. Т.е. выпуск судна из шлюза в бьеф с более высоким уровнем воды сочетают с входом в шлюз судна из этого же бьефа для его дальнейшего спуска до более низкого уровня воды и наоборот.

Водными объектами требующими сооружения судоходных шлюзов являются: речные гидроузлы, судоходные каналы и морские порты в акваториях которых регулярно происходят приливы и отливы с большой амплитудой.

Во времена начала строительства искусственных каналов, которые в большинстве своем возводились на участках равнин, инженерами принимались решения по использованию обводов для избегания строительства на холмах либо в низинах. Такое решение имело свои недостатки, а именно в первую очередь приводило к увеличению длины канала, а это в свою очередь приводило к значительному увеличению стоимости строительства и делало проход судна по маршруту более длительным. Именно для решения проблемы дороговизны строительства обводов и укорачивания длины маршрутов морских судов и начали применяться судоходные шлюзы. На данный момент судоходный шлюз является практически обязательной частью любого гидротехнического сооружения.

Шлюзование происходит посредством выравнивания уровня воды в камере в которой находится судно с уровнем воды бьефа в которое судно направляется и наоборот.

Судоходные шлюзы могут быть классифицированы по различным признакам, а именно:

  • в зависимости от количества последовательно расположенных камер шлюзы могут быть однокамерными (как следует из названия, их конструкция состоит из одной камеры) и многокамерными (также называются многоступенчатыми).
  • по числу камер которые расположены параллельно (такие камеры называются нитками) шлюзы разделяются на однониточные, двухниточные или трехниточные. Увеличение количества ниток увеличивает пропускную способность шлюза.
  • шлюзы также различаются по методу питания водой. Система питания может быть головной либо распределительной.
  • шлюзы могут быть изготовлены из различных материалов, в связи с чем они также разделаются на виды. Шлюз может быть деревянным, каменным, бетонным, железобетонным или может быть изготовлен из металлического шпунта.
Оцените статью
Добавить комментарий