Водохозяйственное районирование — это деление области речного бассейна на контролируемые участки. Деление производится с учетом рельефе местности, гидрологических условий и других факторов, позволяющих эффективно решать задачи управления на каждом, конкретно взятом участке.
В целом, при определении водохозяйственного участка учитываются:
- определенные границы области водосбора с учетом водоема или водотока;
- административное и территориальное деление;
- климатические, природные и иные особенности зоны;
- наличие и расположение объектов и гидроузлов водохозяйственной системы.
За обеспечение водохозяйственного районирования на территории Российской Федерации отвечает несколько ведомств, которые выпустили ряд соответствующих нормативных актов, главным из которых является «Водный кодекс» за номером № 74-ФЗ.
Помимо этого, регулирование осуществляется в соответствии с нижеследующими документами:
- Постановлением Правительства РФ за номером 728, вышедшим 30 ноября 2006 года;
- Приказом Министерства Природы России за номером 111, вышедшим 25 апреля 2007 года;
- Приказом Федерального агентства по водным ресурсам за номером 173, вышедшим 5 сентября 2007 года.
Согласно данным документам, разработка водохозяйственных балансов требует обязательного разделения гидрогеографических образований на конкретные районы. При этом часть речного бассейна, которую переводят в статус района, должна соответствовать заданным критериям и нормам.
Дальнейший контроль подразумевает обязательное проведение замеров и определение лимитов по забору воды, использованию водохозяйственных объектов, сбросу сточных вод и т.п.
Юридически каждый гидрографический район получает свой уникальный код, наносится на карту и в реестр, с указанием всех необходимых параметров и характеристик.
В дальнейшем данный район или их совокупность используются при разработке планирования схем по комплексной эксплуатации водных ресурсов области, а также осуществлению мероприятий направленных на сохранение окружающей среды.
Несмотря на объективность оценки и удобство осуществления контроля, водохозяйственное районирование до сих пор не имеют достаточных оснований для осуществления полного государственного управления водными ресурсами. Связано это с тем, что границы гидрогеографических районов редко совпадают с подведомственными административными границами субъектов РФ.