Чумыш

Реки

Чумыш — река в Кемеровской области и Алтайском крае России, правый приток Оби.

Справочные данные
Длина 644 км
Бассейн 23 900 км²
Расход воды 146 м³/с
Исток слияние рек: Кара-Чумыш и Томь-Чумыш
Координаты 53°34′45″ с. ш. 86°37′05″ в. д.
Устье Обь
Координаты 53°31′50″ с. ш. 83°10′10″ в. д.
Водная система Обь → Карское море
Страна
  •  Россия
Регионы Кемеровская область, Алтайский край
Код в ГВР 13010200412115200001671

Географическое положение

Длина 644 км, площадь бассейна 23 900 км². Берёт начало на Салаирском кряже в Кемеровской области двумя истоками: Кара-Чумыш и Томь-Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается на 2 рукава. Впадает в Обь в 88 км ниже города Барнаула. В основном протекает по Бийско-Чумышской возвышенности. Правобережную часть бассейна (68 % площади) занимает юго-западная часть Салаирского кряжа и Предсалаирская равнина.

Гидрология

Питание преимущественно снеговое. Среднегодовой расход воды — в 74 км от устья 146 м³/с. Замерзает в 1-й половине ноября, вскрывается во 2-й половине апреля.

Среднемесячный расход воды реки Чумыш (м³/сек).
По замерам на гидрометрической станции Тальменка
Данные за 56 лет

Судоходство

Бассейн Оби

В XXI веке регулярного судоходства по Чумышу нет, однако в XIX и XX веках судоходство осуществлялось.

XIX век и первая половина XX века

В XIX век и первой половине XX века по Чумышу ходили деревянные баржи с конной или бурлацкой тягой. Весной 1904 г. небольшой пароход, принадлежавший Бодунову, совершил рейс до села Зайцевского, где была осуществлена погрузка дров на буксируемую им 30-саженную баржу. В навигацию 1913 г. до с. Тальменка поднялся теплоход Седова «Чумыш».

Середина XX века

В середине XX века в Обском бассейновом управлении было создано управление малых рек которое осуществляло судоходную эксплуатацию реки. За счет проведения взрывных и землечерпальных работ на перекатах и спрямления русла на отдельных участках Чумыш стал проходим для лесосплавных судов, малых буксиров-толкачей типа БВ и пассажирских теплоходов типа «Заря». В периоды высокой воды река была проходима до села Мартыново, в межень — до города Заринск. Это было важно в связи с отсутствием дорожной инфраструктуры в северо-восточных районах Алтайского края. Однако поддержание реки в судоходном состоянии оказалось достаточно затратным и не окупалось объёмом перевозимых грузов.

Дорожная инфраструктура

Также в 1960-х годах были построены дороги Бийск—Мартыново—Новокузнецк, Барнаул—Тогул—Мартыново и Барнаул—Заринск—Залесово. Поэтому с 1970-х годов поддержание гарантированных глубин прекратилось и судоходство сошло на нет.

Движение маломерных судов

Движение маломерных судов по Чумышу возможно до села Ельцовка.

Притоки

км от устья

  • 44 км: Еловка
  • 53 км: Кашкарагаиха (левый, длина 84 км)
  • 73 км: Тальменка (правый, длина 99 км)
  • 101 км: Грязнуха
  • 121 км: Инюшка
  • 128 км: Видоновка
  • 142 км: Камышинка
  • 157 км: Заслечи
  • 159 км: Талица
  • 186 км: Тундриха
  • 191 км: Каменка (правый, длина 78 км)
  • 200 км: Безголовая
  • 210 км: Федоровка
  • 212 км: Мельничная
  • 215 км: Бердюжиха
  • 227 км: Матвеевка
  • 232 км: Гоношиха
  • 242 км: Татарка (правый, длина 62 км)
  • 250 км: Казанка
  • 260 км: Аламбай (правый, длина 140 км)
  • 261 км: Камышенка
  • 265 км: Крутая
  • 271 км: Максариха
  • 285 км: Камышенка
  • 294 км: Большегорская
  • 305 км: Сунгай (правый, длина 103 км)
  • 309 км: Налобиха
  • 314 км: Петрушиха
  • 345 км: Тараба (левый, длина 70 км)
  • 370 км: Уксунай (правый, длина 165 км)
  • 388 км: Солоновка
  • 398 км: Яма (левый, длина 67 км)
  • 399 км: Шалап
  • 408 км: Бражиха
  • 434 км: Чесноковка
  • 446 км: Ангуреп (левый, длина 48 км)
  • 459 км: Аныштаиха
  • 484 км: Ельцовка
  • 517 км: Калтык
  • 522 км: Каинча
  • 538 км: Мостовая
  • 540 км: Сары-Чумыш (левый, длина 98 км)
  • 579 км: Ачигус
  • 582 км: Малая Мостовая
  • 592 км: Айлап
  • 598 км: Кушкель
  • 610 км: Кондалеп
  • 619 км: Берёзовая
  • 627 км: Таловая
  • 644 км: Кара-Чумыш (левый, длина 173 км)
  • 644 км: Томь-Чумыш (правый, длина 110 км)
Оцените статью
Добавить комментарий