Кильский канал, до 1948 года Канал кайзера Вильгельма — судоходный канал в Германии, соединяющий Балтийское и Северное моря. Проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.
Справочные данные | |
---|---|
Земля | Шлезвиг-Гольштейн |
Районы | Киль, Рендсбург-Экернфёрде, Дитмаршен, Штайнбург |
Длина | 98 км |
Наибольшая глубина | 11 м |
Голова | Кильская бухта |
Координаты | 54°22′00″ с. ш. 10°09′02″ в. д. |
Устье | Эльба |
Координаты | 53°53′20″ с. ш. 9°08′03″ в. д. |
Первой связью между Северным и Балтийским морями был Айдерканал, который использовал русло реки Айдер. Айдер-канал был завершён в 1784 и составил 43 километра из 175-километровой водной артерии от Киля до устья Айдер на западном побережье. Имел ширину 10 м и глубину 3 метра.
«Военная энциклопедия Сытина»; 1913).«>
Комбинация морских интересов немецкого военно-морского флота, который хотел связать свои базы на Балтике и Северном море без плавания вокруг Дании, и коммерческого судоходства поощряла разработку нового канала. Строительство продолжалось 8 лет. В строительстве участвовало 9000 работников. 21 июня 1895 года канал официально открыл Кайзер Вильгельм II.
В год открытия через канал проследовало 5.258 судов (0,8 миллиона регистров. тонн), в 1900 году — 29.045 судов (4,3 милл. рег. т.), а через 10 лет, в 1905 году уже — 33.147 судов (5,8 млн рег. т.).
Чтобы соответствовать требованиям гражданского и военно-морского флота, между 1907 и 1914 канал был расширен. Расширение канала позволило проходить через него кораблям размером с дредноут. Это означало, что крупнейшие на то время боевые корабли могут прибыть с Балтики в Северное море по внутригерманскому водному пути без необходимости идти вокруг Дании по узким легко блокируемым проливам, и притом на сутки раньше.
После Первой мировой войны и Версальского договора канал стал международным, оставаясь под немецкой администрацией. Адольф Гитлер отказался от международного статуса в 1936 году. После окончания Второй мировой войны канал снова вернулся к открытому международному пользованию.