Обь-Енисейский канал

Обь-Енисейский канал Каналы

Обь-Енисейский канал — судоходный канал, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Канал был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края, соединял бассейны Оби и Енисея.

Справочные данные
Субъекты РФ Томская область, Красноярский край
Районы Верхнекетский район, Енисейский район
Код в ГВР
Длина 8 км
Голова Водораздельное озеро
Координаты 59°10′43″ с. ш. 88°32′46″ в. д.
Устье Малый Кас 
Координаты 59°13′53″ с. ш. 88°37′43″ в. д.
Обь-Енисейский водный путь, оз. Большое (Водораздельное), август 1994 года
Обь-Енисейский водный путь, остатки Александровского шлюза, август 1994 года

В 1797 году возникло предложение связать речные системы Оби и Енисея. В 1800, 1810 и 1814 годах посылались партии инженеров для исследования различных направлений соединительного пути, но, ввиду многих неудобств и дороговизны сооружений, все эти проекты были отклонены. В 1873 году енисейский купец Фунтусов ассигновал 8000 руб. для исследования осмотренного им направления, где ныне устроен Обь-Енисейский канал; в 1875 году капитан-лейтенант Сидснер осмотрел этот путь и описал его. В 1878 году на средства Александра Сибирякова была вновь послана для исследования этого пути экспедиция, под начальством барона Аминова.

В 1883 году началось строительство канала под руководством барона Бьорка Александровича Аминова. Канал первоначально строили исходя из возможности его использования судами длиной 43 м, шириной 7 м и осадкой 1,2 м. Но довольно быстро проект изменили в сторону уменьшения — для пользования судами длиной 21 м, шириной 6,4 м и осадкой 0,9 м. На канале было построено 12 шлюзов. Первое коммерческое использование состоялось в 1887 году, а в 1891 году официально объявлено о завершении первого этапа строительства и открытии канала для плавания небольших судов. Новый путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн).

За время строительства произошло обновление флота на Оби — существенно увеличились габариты и тоннаж судов. Канал не смог пропускать наиболее часто встречающиеся баржи. Для обеспечения их прохода нужно было строить новые шлюзы и расширять старые, для чего требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены. Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том что люди селились на берегах сибирских рек более 6 тыс. лет назад.

Канал не был заброшен сразу, он числился казенным предприятием, на нём работал персонал, жили семьи и даже работала школа.

Из-за русско-японской войны железные дороги в Сибири оказались парализованы. Приходилось срочно восстанавливать судоходство. По каналу в 1905 году проведены рекордные для него 50000 пудов груза, в том числе и рельс для строительства второго пути Транссиба в районе Иркутска. В 1911 году на основе опыта эксплуатации транспорта в военное время было принято решение о расширении канала, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

В первые годы советской власти управление канала было ликвидировано, персонал переведен на другие пристани на Оби.

В 1942 году по каналу провели из Енисея в Обь колёсные пароходы «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.

В 1990 году Красноярское телевидение сняло фильм «Заброшенный канал».

В 2012 году съемочная группа ГТРК «Красноярск» совершила экспедицию по Обь-Енисейскому каналу. Итогом путешествия стал документальный фильм «Копь», который вошёл в цикл «7 чудес Красноярского края».

В 2017 году, по материалам экспедиции НИИВТ 1987 года, А.В.Дубинцом снят документальный фильм «Обь-Енисейский канал-Несбывшаяся мечта».

В романе Сергея Алексеева «Крамола» описан бой красноармейцев с отрядом Олиферова (колчаковцы) на берегу Обь-Енисейского канала.

Обь-Енисейский водный путь, соединительный канал, август 1994 года

Началом соединительной системы служит река Озёрная, впадающая справа в реку Кеть, в 587 км от её впадения в Обь, по её южному, Тогурскому рукаву. Озёрная входит в систему канала на 15 км своего течения, затем канал направляется по её притоку, реке Ломоватой, на протяжении 50 км, из неё направляется по её мелководному притоку, речке Язевой, до её истока из Водораздельного озера, на протяжении 34 км.

Водораздельное озеро 5 км в длину, 700 м в ширину и 1—1,5 м глубины. От этого озера до реки Малый Кас прокопан на волоке канал длиной 8 км, при ширине по дну 10 м, глубиной до 2 м, входящий в реку Малый Кас, и по ней на 95 км; средняя глубина этой речки на фарватере была до 130 см, расход воды в секунду всего 9 м³.

Малый Кас впадает в Большой Кас, который в 213 км далее вливается в Енисей.

На протяжении почти 217 км канал проходит по мелководным, извилистым и маловодным речкам и, по проекту, потребовал бы устройства 29 шлюзов и канализации всех вышесказанных речек, а также, отчасти, спрямления, углубления и расчистки Малого Каса. Местность, где проходит Обско-Енисейская система — глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких удобств для заселения.

К началу XXI века канал заброшен, местное население составляют староверы-беспоповцы, переселившиеся в эти места в 1930-е годы, уходя от преследования советской властью. Время от времени канал используется туристами-водниками.

По состоянию на 2010-е годы планов по восстановлению канала нет.

Оцените статью
Добавить комментарий