Канал имени Москвы

Канал имени Москвы Каналы

Канал имени Москвы — соединяет реку Москву с Волгой.

Справочные данные
Страна
  •  Россия
Субъекты РФ Московская область, Тверская область, Москва
Код в ГВР
Длина 128 км
Расход воды макс. 100-120 м³/с
Дата постройки 1937 
Текущее состояние действующий 
Голова Иваньковское водохранилище
 · Высота головы 124 м
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д.
Устье Москва 
 · Высота устья 126 м
Координаты 55°48′28″ с. ш. 37°26′46″ в. д.

География

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина составляет 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Даёт Москве более 60 % всей потребляемой питьевой и промышленной воды. Уровень воды на Волге в месте забора в канал — 124 м, на выходе (перед Карамышевской плотиной на Москве-реке) — 126 м, наивысший участок в 162,1 м находится между Икшей и Химками.

История

Заключённые на строительстве канала

К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, так как пропускная способность Рублёвского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде. На июньском (15 июня 1931 года) пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

Руководство НКВД СССР на строительстве канала. В центре — глава НКВД Генрих Ягода (на втором плане — первый секретарь московского горкома ВКП (б) Никита Хрущев), середина 30-х годов.

При строительстве канала использовался труд заключённых — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан «Дмитлаг», просуществовавший более пяти лет. Количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек, среди них было зафиксировано в больницах 22 842 смерти, кроме того, люди умирали на рабочих местах или были расстреляны. Игорь Кувырков, сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея, оценил число заключённых, прошедших через стройку канала, в 600—700 тысяч.

На въезде в Дмитров с юга на западном берегу канала 17 июля 1997 г. в год 60-летия строительства, по инициативе краеведов и администрации города Дмитрова, был поставлен стальной 13-метровый памятный крест в память о заключённых, погибших на строительстве канала.

4 июня 1934 года — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз.

17 апреля 1937 года — заполнение водой всей трассы канала Москва — Волга.

Осенью 1941 года канал стал линией фронта. В ходе ожесточенных боев за Яхрому и Дмитров были разрушены многие гидротехнические сооружения канала, в частности, 3-й шлюз со знаменитыми скульптурами каравелл.

В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — канал был переименован в честь столицы.

Эксплуатирующей канал организацией является ФГБУ «Канал им. Москвы» (не следует путать с АО «Мосводоканал»).

С 14 марта 2017 года ФГБУ «Канал им. Москвы» возглавляет бывший заместитель председателя Правительства Московской области Г. В. Елянюшкин.

В 2019 и первой половине 2020 года не было навигации между Химкинский водохранилищем и Москвой-рекой, из-за протечки воды в автотоннель.

Судоходная трасса

Схема канала

Общая длина канала — 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна — первая — высотой 6 м); на концах ступеней размещены шлюзы. Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2—6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка — 50 км. На этом участке трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях.

Еще три шлюза — № 9-11 — расположены не на самом канале, а входят в состав гидроузлов ниже по течению Москвы-реки: Карамышевского и Нагатинского (Перервинского).

Функциональность

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5 — 2 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Основной грузовой терминал — Северный речной порт столицы. В советское время по каналу транспортировались строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть, уголь, различный автотранспорт и др. В Хлебникове был построен Хлебниковский Машиностроительно-Судоремонтный Завод, который просуществовал до начала 2000-х годов. В настоящее время (2016 год) на территории бывшего завода расположен Московский яхтенный порт, который оказывает услуги по круглогодичному хранению яхт. До 2006 года по каналу можно было очень быстро добраться до некоторых населённых пунктов с помощью теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета». В 1970-х годах были построены пассажирские причалы к которым могут подойти пассажирские теплоходы любых типов.

Канал имени Москвы нёс и важнейшую рекреационную функцию — на его берегах находились многочисленные дома и базы отдыха, санатории с многоэтажными корпусами, пансионаты, гостиничные комплексы, рыболовецкие базы. В советское время было построено более сотни объектов рекреационного назначения. Все эти объекты соответствовали самым современным тенденциям того времени. В начале 2000-х годов началось массовое закрытие этих объектов с последующим сносом строений и возведением на освободившихся территориях частных яхт-клубов, коттеджных посёлков и индивидуальных жилых домов. Таким образом значительные территории на берегах водохранилищ канала имени Москвы были утеряны для общего рекреационного использования.

Судоходство

Специально для канала на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: пять судов дальнего плавания типа «Иосиф Сталин», шесть 300-местных теплоходов типа «Леваневский» и шесть небольших теплоходов типа «Громов». С того времени, в эксплуатации на канале остался единственный легендарный отреставрированный теплоход «Максим Горький» 1934 года постройки. К началу навигации было построено 21 буксирное и 83 несамоходных транспортных судов.

В советское время по каналу проходило огромное количество теплоходов работавших на различных дальних рейсовых маршрутах, в том числе и на маршрутах Москва — Ярославль, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону. Также по каналу ходило большое количество теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета» работавших на скоростных пригородных рейсовых маршрутах. К 2006 году, после полной отмены субсидирования, дальние рейсовые маршруты и скоростные пригородные рейсовые маршруты были закрыты. Часть теплоходов, работавших на этих маршрутах, была выведена из эксплуатации и позднее утилизирована, а остальные теплоходы были приспособлены для эксплуатации на круизных маршрутах и на прогулочных маршрутах. В 2016 году на канале была прекращена эксплуатация двух последних московских теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета», которые работали на прогулочном маршруте. Сейчас по каналу проходят трёхпалубные и четырёхпалубные теплоходы различных типов, работающие на круизных маршрутах. Круизные маршруты заслуженно пользуются большой популярностью как у россиян, так и у иностранных туристов. Основные круизные маршруты — трёхдневные круизы выходного дня: Москва — Углич — Москва, Москва — Тверь — Москва. Существуют также и дальние круизные маршруты до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы и других городов.

В настоящее время (2016 год) по каналу транспортируются преимущественно навалочные грузы (гипс, песок), строительные материалы и различные негабаритные грузы.

На канале остались две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

Технические сооружения

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев), шлюз № 2 (архитектор А. Л. Пастернак), шлюз № 4 (архитекторы А. Л. Пастернак, Г. Г. Вегман; башни верхней части напоминают триумфальные арки), шлюз № 5 (архитектор Д. Б. Савицкий; на шлюзе установлена скульптура «Девушка, несущая корабль»). Примечательна и архитектура шлюза № 3 — его гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.

Плотины

«Схематическая карта района строительства канала Москва-Волга с показанием карьеров»

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.

Земляные

  1. Акуловская земляная плотина
  2. Иваньковская земляная плотина
  3. Икшинская земляная плотина
  4. Пестовская земляная плотина
  5. Пироговская земляная плотина
  6. Пяловская земляная плотина
  7. Химкинская земляная плотина

Бетонные

  1. Иваньковская бетонная плотина
  2. Карамышевская бетонная плотина
  3. Перервинская бетонная плотина

Шлюзы

Шлюз № 10

На 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

  1. Шлюз 1 (Дубна)
  2. Шлюз 2 (Темпы)
  3. Шлюз 3 (Яхрома)
  4. Шлюз 4 (Деденево)
  5. Шлюз 5 (Икша)
  6. Шлюз 6 (Икша)
  7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9. Шлюз 9 (Мневники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.
  10. Шлюз 10 (Нагатино)
  11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

ГЭС

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

  1. Акуловская ГЭС
  2. Иваньковская ГЭС
  3. Карамышевская ГЭС
  4. Листвянская ГЭС
  5. Ново-Тверецкая ГЭС
  6. Ново-Цнинская ГЭС
  7. Перервинская ГЭС
  8. Пироговская ГЭС
  9. Сходненская ГЭС

Насосные станции

  1. 182 «Темпы»
  2. 183 «Яхрома»
  3. 184 «Комсомольская»
  4. 185 «Икша-II»
  5. 186 «Икша-I»

Подача воды в канал достигает 100—120 м³/с (макс.).

Водосборы

Наиболее крупные реки, впадающие в канал:
верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Дюкеры

Дюкер реки Сестра под Каналом имени Москвы

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Дюкеры представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками.

  • Пересечение с рекой Сестрой в Карманове. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск, путем сброса воды из канала и затопления низменности вдоль р. Сестра.
  • Пересечение с рекой Химка в Тушине.

Порты, вокзалы

  • Северный речной вокзал
  • Северный речной порт
  • Южный речной вокзал
  • Южный речной порт
  • Западный речной порт

Причалы

Теплоход Будвар-1 (тип Москвич) у причала Химки

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

  • (II) — Аксаково
  • (I) — Бухта радости
  • (III) — Витенёво
  • (III) — Водники
  • (I) — Горки
  • (III) — Дмитров
  • (II) — Зелёный мыс
  • (I) — Икша
  • (II) — Лесное
  • (II) — Михалёво
  • (I) — Новосельцево
  • (I) — Пирогово
  • (III) — Рождествено
  • (III) — Серебряный бор
  • (II) — Солнечная поляна
  • (III) — Соревнование
  • (III) — Степаньково
  • (II) — Тишково
  • (II) — Троицкое
  • (III) — Ударная
  • (I) — Хвойный бор
  • (III) — Химки
  • (II) — Хлебниково
  • (II) — Чёрная речка
  • (II) — Чиверёво
  • (III) — Яхрома

в скобках указана категория причала.

Мосты

Мосты через канал

Канал имени Москвы
«Мост Бачелиса» через шлюз № 8, Щукино
Канал имени Москвы
Яхромский мост у пгт Деденево

Канал имени Москвы пересекают следующие мосты:

  • Татищевский автомобильный мост у д. Татищево и пересечения А-104 с ж.д. Савёловского направления
  • Рогачёвский автомобильный мост в Дмитрове
  • Яхромский автомобильный мост в Яхроме
  • Яхромский ж/д мост у пгт Деденево
  • Автомобильный мост Малого Московского кольца (трасса А-107) у плтф. Морозки
  • Пешеходный переход с правого берега к Шлюзу № 6 (и через него) у ст. Икша
  • Автомобильный мост Дмитровского шоссе (трасса А-104) через Клязьминское водохранилище
  • Хлебниковский ж/д мост (Долгопрудный)
  • Химкинский ж/д мост (Октябрьской ж.д.) через Химкинское водохранилище
  • Химкинский автомобильный мост (МКАД) через Химкинское водохранилище
  • Ленинградский автомобильный мост через Химкинское водохранилище (старый и новый)
  • ж/д мост (Рижского направления) над нижней камерой шлюза № 8

Заградительные ворота

При большой протяженности канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населённых пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т. п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Устройство заградительных ворот особенно необходимо на водораздельном бьефе, так как последний включает в себя ряд водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское). Повреждение напорного фронта одного из указанных водохранилищ при отсутствии заградительных ворот могло бы вызвать сток всей массы воды водораздельного бьефа, что повлекло бы за собой значительные разрушения.

Известные люди, связанные с каналом

  • Будущий патриарх православной церкви Пимен три года проработал ветеринаром на строительстве канала в качестве заключённого.

Жилые сооружения

Дом руководства канала Москва — Волга («Дом на Набережной», «Дом Наркомвода»; архитектор В. Ф. Кринский, 1934—1937 годы; переоборудован в 1958 году).

Входит в единый проект вместе с Северным Речным Вокзалом и 7 и 8 шлюзами.

Адрес: 125362, Москва, ул. Большая Набережная, дом 11

Оборона Москвы в 1941 году

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941—1942 годов. По плану вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ (труба № 170) на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.

Факты

  • В древнерусской летописи 1135 года описывается ещё один путь из Волги в Москву-реку. Им новгородские купцы плавали в Москву и дальше — по Оке до Коломны, Калуги, Серпухова и Рязани и через Оку по Клязьме до Владимира. Из Волги попадали в реку Шоша, далее в реку Лама, потом волоком в Тростенское озеро, из него в реку Озерна, далее в реку Руза, а оттуда уже в Москву-реку.
  • В летописи 1181 года указывается город Дмитров как торговый и транспортный центр. Через село Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Владимиро-Суздальскую Русь и русский север. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме, впадающей в Волгу, могли подняться тяжёлые грузовые корабли. В нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, куда товары волоком могли быть доставлены и вновь погружены на суда и доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву.
  • Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722). Было предложено три варианта:
  1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем по Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 8 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

Происшествия

  • Утром 10 января 2019 года произошла авария на канале № 294 (между шлюзами № 7 и № 8), в результате которой часть откоса дамбы по западной стороне размыло из-за провала грунта. Кроме того, поблизости также был частично затоплен Тушинский тоннель 2001 года постройки. В ходе устранения последствий аварии выполнен аварийный сброс воды, к вечеру того же дня движение по Волоколамскому шоссе было восстановлено.

Память

  • Выставка в Красногорске «80 лет каналу имени Москвы. Красногорский район».
  • Научная конференция к 80-летию канала Москва-Волга в Дмитровском музее, запланированная на 12 мая 2017 года.
  • Постоянная экспозиция в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Изображения

Оцените статью
Добавить комментарий