Камызяк — один из крупнейших рукавов дельты Волги. Расположен в Камызякском районе Астраханской области России. На левом берегу Камызяка находится одноимённый город. 55-км участок реки входит в перечень водных путей России.
Справочные данные | |
---|---|
Длина | 67 км |
Исток | Волга |
Местоположение | ниже города Астрахань |
Координаты | 46°16′03″ с. ш. 47°57′21″ в. д. |
Устье | Каспийское море |
Координаты | 45°41′13″ с. ш. 48°06′46″ в. д. |
Страна |
|
Регион | Астраханская область |
Район | Камызякский район |
Код в ГВР | 11010002512012100013115 |
Кизань отделяется от Волги чуть ниже Астрахани. Собственно Камызяк образуется приблизительно в 15 км южнее Астрахани из слияния трёх рек: крупной Кизани (известной также как Тизань, Тизан), берущей начало из Волги, и ериков Мансура и Чагана; имеет течения до 60 км, отделяя от себя влево до 5 рукавов. Система Кизань—Камызяк, наряду с реками Ахтубой, Старой Волгой, Бузаном, Болдой и Бахтемиром, относится к числу крупнейших из приблизительно 500 рукавов, протоков и мелких рек в дельте Волги, питая центральную дельту.
Ширина реки составляет приблизительно 200—500 м. Берега реки — низменные на всём её протяжении. Грунт по бару преимущественно иловато-глинистый, изредка песчаный.
Гидроним «Камызяк» происходит от каз. камысозек — «камышовый проток» (камыс — «камыш», озек, узяк — «проток»).
Река не является судоходной. Первоначально, по произведённым в 1855 году исследованиям, для продолжения наиболее удобного фарватера на Волге от Астрахани по Каспийскому морю рукав Камызяка был признан наиболее подходящим. Работы начались в 1858 году; предполагалось завершить их в течение 5—6 лет, и на издержки было выделено 1 600 000 рублей; однако в действительности работы заняли около 12 лет, стоили более 2 000 000 рублей и завершились полным провалом: шторм и наводнение 20 и 21 октября 1869 года разрушили все сооружения, вследствие чего работы были прекращены, а с 1874 были начаты работы по углублению прежнего Бахтемировского фарватера посредством землечерпальных работ (рукав Бахтемир поддерживается в судоходном состоянии и в настоящий момент, образуя Волго-Каспийский канал).