Тивериадское озеро

Озера

Тивериадское озеро, в евангельском контексте более известное как Галилейское море или Геннисаретское озеро, а в древнем Израиле и во многих современных источниках по Израилю — как озеро Кинерет — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля.

Справочные данные
Абсолютная высота −215 … −209 м
Размеры 21 × 13 км
Площадь 161—169 км²
Объём 3,6—4,3 км³
Береговая линия 55—60 км
Наибольшая глубина 43 м
Средняя глубина 25,6 м
Тип минерализации пресное
Площадь бассейна 2730 км²
Впадающие реки Иордан, Амуд
Вытекающая река Иордан
Координаты 32°48′ с. ш. 35°36′ в. д.
Страна
  •  Израиль
Округ Северный округ Израиля

Происхождение названия

Название «Тивериадское озеро» дано по городу Тивериада (современная Тверия) на западном берегу озера. Город был основан в I в н. э. и назван в честь римского императора Тиберия.

Более употребимое в переводах библейских текстов евангельское название «Галилейское море» дано по Галилее, исторической области Израиля, которую озеро ограничивает с востока.

Название «Генисаретское озеро» дано по долине Генисарет (Гиносар) и находившемуся в долине древнему городу Генисарет. Название «Генисарет» является эллинизированной формой древнесемитского названия «Кинерет». Город Кинерет существовал ещё до покорения Ханаана евреями и процветал во время событий, описанных в Новом завете. В синодальном переводе город и долина именуются Хиннереф или Хиннароф.

Библейское и принятое в современном иврите названия озера «Кинерет» (или «Киннерет») происходит от ханаанского названия города Киннерет, и возможно, восходит к имени угаритского божества-покровителя города Кинар.

Существуют также берущие начало в Талмуде версии происхождения названия озера — от слова др.-евр. כינור, kinor, «скрипка» (считается, что форма озера напоминает древнееврейскую скрипку, имеющую форму современной арфы), либо от плода др.-евр. כינר, kinar, «Ziziphus lotus».

Упоминания в Библии

«На Тивериадском озере». (Василий Поленов, 1888 год).

Упоминается в русских переводах Ветхого Завета как «море Киннереф» (Чис. 34:11 и др.) или «море Хиннерефское» (Нав. 12:3 и др.), и как «Хиннароф» (Нав. 11:2).

По Библии, через эту область проходит граница земли Израильской.
Укреплённый город Хиннереф (Киннерет) упоминается, как находящийся на землях колена Неффалимова (Нав. 19:35). В современном переводе Российского библейского общества — «Киннерет».

Озеро многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.), «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1), просто «озеро» (Лк. 8:22—23,Лк. 8:33 и др.), или «море» (Мк. 4:35—41,Мф. 8:24,Мф. 4:18 и др.).

В Новом завете Геннисаретское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах озера и в прибрежных городах (особенно в Капернауме) Иисус провёл большую часть своего земного служения. Именно на Геннисаретском озере рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.

Физико-географическая характеристика

Галилейское море со спутника.

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот — около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро — результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба. Протяжённость озера — до 23 км в длину и до 11 км в ширину. Длина береговой линии в зависимости от уровня воды — от 55 до 60 км, площадь озера — в среднем 165 км², максимальная глубина — 45 м.

Северный и южный берега озера пологие, восточный и западный, будучи краями разлома — обрывистые, с востока к озеру спускается плато Голанские высоты. С севера в Тивериадское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая затем вытекает с южной стороны озера. Тивериадское озеро — самый низкий на Земле пресноводный проточный водоём, высота зеркала озера колеблется между −208 и −215 метров от уровня моря.

История

Древние времена

Обилие пресной воды и рыбы, ровный климат и плодородная почва окрестностей озера благоприятствовали хозяйственной деятельности человека с древнейших времён. В эпоху ранней бронзы здесь проходил «морской путь» из Египта в Месопотамию и существовала процветаюшая городская цивилизация. Целебные источники в окрестностях Киннерета были известны древним египтянам.

Город Киннерет упоминается среди городов, покорённых Тутмосом III после битвы при Мегиддо (XV в. до н. э.).
Хиннереф (Кинерет) описывается в Библии как укреплённый (на момент покорения Ханаана евреями) город, который предстоит завоевать колену Неффали (Нав. 19:35). Раскопки свидетельствуют о расцвете города в период Израильского царства.

В 732 г. до н. э. окрестности озера, как и вся Галилея, были завоёваны ассирийским царём Тиглатпаласаром III. Западный берег озера Киннерет был присоединён к ассирийской провинции Мегиддо, а восточный — к провинции Карнаим в области Васан.
При Селевкидах на восточном берегу озера возник город Гиппос (Сусита), вошедший в Декаполис, и просуществовавший до 739 г. н. э.
В начале I в. до н. э. район был завоёван царём Иудеи Александром Яннаем, а в начале I в. н. э. сыновья Ирода I, Ирод Антипа и Филипп, основали Тивериаду (ныне Тверия), названную в честь Тиберия, и Юлиас (в русской традиции Вифсаида Юлия, по-арамейски Бет-Цайда).

После разрушения Иерусалима в 70 году н. э. и подавления восстания Бар-Кохбы Галилея становится центром еврейства. В результате Тверия превратилась в единственный город Римской империи, большинство населения которого составляли евреи. В Тивериаде были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская академия, перенесённая сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учёности. В эту эпоху в Тверии была записана часть Иерусалимского Талмуда. А в самой Тверии и в округе жили еврейские мудрецы того времени — таннаи и амораи.

В византийский период вдоль берегов озера было построено множество церквей.

Крестоносцы, построившие мощные укрепления на западном берегу Тивериадского озера, боролись за приобретение контроля над его восточным берегом и воздвигли там крепость Курси. В 1187 рядом с озером произошла битва крестоносцев с войсками египетского султана Салаха ад-Дина (битва при Хаттине), завершившаяся поражением крестоносцев.

Современность

В начале XX века в районе Кинерета группой халуцианской молодёжи были основаны первые в Палестине кибуцы — Дгания (1909) (ивр. ‏דגניה‏‎ — василёк) и названный в честь озера Квуцат-Кинерет(1913). За время британского мандата была создана цепь еврейских поселений на западном и южном берегах озера. На восточном берегу был основан кибуц Эйн-Гев, попавший в блокаду во время Арабо-израильской войны (1947—1949).

В Шестидневной войне Израиль захватил Голанские высоты у Сирии, сделав таким образом озеро своим внутренним водоёмом.

Хозяйственное значение

В настоящее время озеро имеет большое народнохозяйственное значение. Кинерет является главным пресным водоёмом Израиля. В 2019 году из Кинерета получено 560 млн м³ воды, что составило около 25 % всего потребления в Израиле. В 1994 году был подписан мирный договор с Иорданией, по которому Израиль обязуется поставлять той 50 миллионов кубических метров воды в год. Большая часть этого количества забирается прямо из озера. Поскольку озеро служит не только источником пресной воды, но и местом туризма, а также является районом сельскохозяйственного производства и интенсивного строительства, озеро и его побережье подпадают под юрисдикцию большого числа министерств и органов местной власти, что затрудняет защиту его вод.

Озеро славится своей рыбой, отлов которой поставлен на промышленную основу. В озере в наши дни ежегодно вылавливают около 2000 тонн рыбы, большая часть из которой — знаменитая рыба святого Петра, она же тиляпия.

Туризм

На западном побережье озера расположен город Тверия, один из четырёх святых для евреев городов (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом).
Вдоль всего побережья озера находятся «дикие» и платные (их большинство) пляжи, всевозможные места отдыха. На берегах озера бьют горячие источники, богатые солями и серой. Многие из них используются для лечебных целей.

Побережье озера связано с многими эпизодами из жизни Иисуса Христа и поэтому популярно среди христианских паломников. На северном берегу Тивериадского озера находится Капернаум (Кфар-Нахум), в котором, как считается, жил и проповедовал Иисус Христос, а сейчас ведутся раскопки и высятся францисканская церковь и монастырь на горе Нагорной проповеди (Блаженства). В месте выхода реки Иордан из Тивериадского озера находится Ярденит — по христианской традиции, именно в этом месте был крещён Иисус. Историческая область Гиносар славилась плодами, отличавшимися своими размерами и особой сладостью. На восточном берегу находятся развалины монастыря Курси, места евангельского чуда изгнания бесов в стадо свиней.

В полутора километрах к югу от Тивериадского озера, на берегу реки Иордан, расположен первый еврейский кибуц в Палестине — Дгания. Сейчас это процветающее хозяйство. У ворот кибуца стоит маленький сирийский танк, подбитый во время Войны за независимость.

В 13 километрах от Дгании на берегу озера находится кибуц Эйн Гев. До Шестидневной войны рядом с ним проходила граница с Сирией. Этот кибуц славится не только интенсивным и продуктивным сельским хозяйством, но и музыкальными фестивалями, проводимыми в нём каждый год во время пасхальной недели. В них участвуют лучшие израильские музыканты и артисты из-за рубежа. Концерты проходят в специально выстроенном амфитеатре под открытым небом.

Кроме того, недалеко от Тивериадского озера расположено множество археологических достопримечательностей: древний римский город Бейт-Шеан, древности Тверии, Гамла на Голанских высотах, места, где, по Новому Завету, Иисус творил свои чудеса, где расположены могилы праотцов и великих раввинов. В 2013 году на дне озера недалеко от телля Бет-Йерах археологи также обнаружили ряд монументов, которые, как предполагают, представляли собой церемониальные сооружения для похорон.

В месте впадения Иордана в Тивериадское озеро располагается парк развлечений «Парк а-Ярден» (ивр. ‏פרק הירדן‏‎ — «Парк Иордана», «Иорданский парк»), подаренный правительством Франции Израилю.

Интересные факты

  • Живущую в Тивериадском озере галилейскую тиляпию часто называют «рыбой святого Петра» и предлагают в ресторанах туристам как ту рыбу, которую, согласно Евангелию от Матфея, апостол Пётр по слову Христа поймал на удочку со статиром во рту. Однако Евангелие не говорит, какую рыбу поймал Пётр, в каком водоёме и поймал ли вообще — приводится лишь повеление поймать рыбу (Мф. 17:27). Современные исследователи и рыболовы считают, что тиляпия — наименее вероятная добыча при ловле удочкой, притом не привлёк бы её естественным путём и статир (монета) — так как тиляпии питаются планктоном, ловят их сетями. Из рыб, живущих в озере, Пётр таким образом мог бы поймать усача — одну из рыб рода Barbus или Capoeta — усачи питаются животной пищей со дна озера, ловятся на живца, потому усач мог вначале схватить монету (которая блеском напоминает рыбку, как современная блесна), а затем быть пойманным на удочку на живца.
Оцените статью
Добавить комментарий