Шават — магистральный ирригационный канал в Хорезмской области Узбекистана и Дашогузском велаяте Туркменистана.
Справочные данные | |
---|---|
Страны |
|
Регионы | Хорезмская область, Дашогузский велаят |
Длина | 150 км |
Расход воды | 210 м³/с |
Голова | Ташсака |
· Местоположение головы | близ населённого пункта Топчи |
· Высота головы | 105 м |
Координаты | 41°23′48″ с. ш. 60°55′36″ в. д. |
Устье | разделение на 3 канала |
· Местоположение устья | близ населённого пункта Пахтачилык |
· Высота устья | 78 м |
Координаты | 41°55′11″ с. ш. 59°29′56″ в. д. |
Изначально являлся левым отводом Амударьи, в настоящее время связан с ней посредством канала Ташсака.
Длина канала составляет 150 км, расход воды — 210 м³/с. Общая площадь орошаемых земель равна 112 000 га. На долю Узбекистана приходится 78 км длины канала и 37 000 га орошаемой площади, на долю Туркменистана — 72 км и 75 000 га соответственно. Течёт в общем восточно-западном направлении с некоторым уклоном к северу.
Магистральный канал-отвод Амударьи прорыт в XVII веке. Первоначально орошение было чигирным. В 1939—1940 году реконструирован. Орошение стало самотечным: к руслу Шавата в 14,6 км от входа был подведён связующий с Амударьёй канал Ташсака. Сейчас Шават начинается в районе населённого пункта Топчи, где разделяются воды канала Ташсака (одновременно берёт начало канал Палван-Газават). Воды Амударьи поступают в Шават также по Карамазынскому и Машинному каналам, которые впадают ниже.
Проходит по территории Ханкинского, Ургенчского и Шаватского туманов Хорезмского вилоята, затем пересекает государственную границу и течёт по территории Дашогузского велаята. На берегах канала стоят города Ургенч, Шават, Дашогуз, посёлок городского типа Йыланлы (Ильялы).
На северо-западе Дашогузского велаята постепенно мелеет, разбираясь на отводы. Близ населённого пункта Пахтачилык оканчивается гидроузлом с водоотделителем, часть вод затем вливается в Озёрный коллектор Дружба. Северный из трёх образовавшихся каналов носит название Шават (Атаяп).
Вплоть до Дашогуза судоходен для маломерных судов (глиссеров).