Северный Екатерининский канал

Копань (канал) Каналы

Северный Екатерининский канал — заброшенный ранее судоходный канал в Республике Коми и Пермском крае. Соединяет реки Джурич и Северную Кельтму.

Справочные данные
Страна
  •  Россия
Субъекты РФ Республика Коми, Пермский край
Районы Усть-Куломский район, Чердынский район
Код в ГВР и
Длина 17,6 км
Голова Джурич
Координаты 60°58′17″ с. ш. 55°09′25″ в. д.
Устье Северная Кельтма 
 · Местоположение устья 139 км от устья, д. Канава 
Координаты 61°07′13″ с. ш. 55°02′21″ в. д.

Географическое положение

Канал расположен в сквозной долине, связывающей Вычегду и Каму (через эту долину — Кельтминский спиллвей — во время оледенения происходил переток вод Вычегды в Каму из-за того, что Вычегда была запружена ледником). Окружён поясом болот шириной 8…14 км.

На северном конце канала находится деревня Канава.

Северный Екатерининский канал

История

Идея устройства канала приписывается Татищеву В. Н.:с. 8 Водный путь задумывался как эффективный путь доставки сибирских товаров в Архангельский порт, вместо давно существующего волока на пути из Астрахани в Архангельск (до постройки канала была также возможность провода грузовых судов через болотистую низину в период весеннего половодья:с. 8).

В месте максимального сближения верхних течений Северной Кельтмы и Джурича был прорыт судоходный канал длиной 17,6 км. Канал строился 36 лет с перерывами, с 1785 по 1822 годы. С 1804 по 1811 годы строительством руководил Карл Фёдорович Модерах. В 1812 году было принято решение оставить канал в недостроенном виде, чтобы он мог применяться хотя бы для весеннего судоходства.

К 1822 году на канале были сооружены шлюзы, но реки Северная и Южная Кельтмы и Джурич не были расчищены. Судоходство по каналу было возможно только при высоких весенних водах.

В 1822 году канал был открыт и за время работы по нему прошло более шестидесяти судов с грузом. Однако уже в 1838 году канал был закрыт по экономическим причинам. Из-за маловодья, типичного для верховьев любых рек, канал перестал выполнять свои функции. После закрытия судоходство продолжалось ещё в течение девяти лет.

В 1890 году Ю. М. Шокальский отправился для исследования Вычегды, Сосьвы и Тавды для изучения вопроса о возможности использовать эти реки в качестве путей, соединяющих Архангельск с Западной Сибирью, в случае проведения железной дороги между их верховьями. Закончив работы на Вычегде, Шокальский поднялся по Северной Кельтме до Северного Екатерининского канала. Северная Кельтма оказалась неудобной для судоходства: мелководная, узкая и местами завалена лесом. Канал пришел в негодность, заилился и шлюзы его были разрушены. Местные крестьяне устроили на нем плотины для мельниц, которые удерживают часть воды в канале и дают возможность проходить каналом на лодке, переплывая через плотины. Южная Кельтма и река Джурич удобнее для плавания, но также мелководны.

В 1915 году производилась расчистка канала с использованием труда военнопленных.

В бассейн Северной Двины стерлядь перешла из Камы через канал в начале 1830-х годов.

Проекты развития

В 1927 году была предложена переброска части стока рек Печоры и Вычегды в реку Каму через объединённое водораздельное водохранилище.:с. 13 В 1933 году предлагалось построить плотину на Вычегде у устья реки Кельтмы:с. 14 или в районе Усть-Кулома.:с. 15 От сооружения огромного водохранилища на реках Печоре и Вычегде с самотечной подачей воды в Каму отказались в 1960-х годах:с. 46. В 1980-х годах:с. 101 рассматривался вариант с созданием Усть-Куломского водохранилища на Вычегде, Северо-Кельтменского и Южно-Кельтменского гидроузлов на тракте подачи воды и канала по Южной Кельтме до Камы.:с. 102 Также рассматривался вариант, когда на Вычегде устраивается Усть-Куломский гидроузел, из которого вода закачивается в Северо-Кельтменское и Южно-Кельтменское водохранилища, а затем сбрасывается в Каму.:с. 104

Современное состояние

В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега обросли лесом (преимущественно берёзами) и обвалились так, что в некоторых местах канал выглядит как канава шириной несколько метров, заполненная стоячей водой. Каналом пользуются местные жители для сообщения на моторных лодках.

Оцените статью
Добавить комментарий