Каналы Санкт-Петербурга
Густая сеть рек и ручьёв за три столетия, прошедших со времени основания города, претерпела существенные изменения. На начальных этапах строительства требовалась искусственное осушение низменной заболоченной территории. Для улучшения дренажных условий территории, в целях противопожарной безопасности и для решения транспортных проблем города уже в первой четверти XVIII в. были прорыты каналы: Крюков между Мойкой и Фонтанкой; Лебяжий и Зимняя канавка между Мойкой и Невой; Лиговский (более 22 км) из реки Лиги к бассейнам, обеспечивающим водой фонтаны Летнего сада; Адмиралтейский канал; каналы на Васильевском острове, Кронверкский проток вокруг Кронверка Петропавловской крепости и др. Русла естественных проток Мойки и Фонтанки в конце XVIII в. были углублены и спрямлены, что фактически превратило их в каналы. Река Кривуша поменяла при этом и название, превратившись во второй половине XVIII в. в Екатерининский канал (с 1923 г. — канал Грибоедова). Береговая линия Невы, её рукавов и протоков также менялась при строительстве набережных: берега спрямлялись, отвоёвывались значительные площади для застройки. Со временем многие водотоки теряли своё значение. Малые уклоны дна способствовали заиливанию: каналы, протоки и ручьи мелели, вода в них застаивалась, и уже начиная с середины XVIII в. ненужные водотоки стали засыпать или заключать в трубы. Исчезли с поверхности каналы на Васильевском острове, оставив по себе память в улицах-линиях, имеющих, как когда-то набережные каналов, только один ряд домов. Лиговский проспект прошёл по засыпанному Лиговскому каналу, а Конногвардейский бульвар занял место большей части Адмиралтейского канала. В общей сложности за 300 лет были сооружены или прекратили своё существование 80 гидрографических объектов, а число островов в дельте Невы за столетие (1870–1976) уменьшилось со 101 до 42.