Дарбазакент, Дарвазакент — оросительный канал в Юнусабадском тумане Ташкента, правый отвод канала Бозсу. Верхнее течение Дарбазакента используется в качестве обводного канала на Бозсуйской ГЭС.
Справочные данные | |
---|---|
Страна |
|
Город |
Ташкент |
Длина | 2,22 км |
Расход воды | до 0,6—0,7 м³/с (отход от Бозсу) |
Голова | Бозсу |
· Местоположение головы | верхний бьеф Бозсуйской ГЭС |
Координаты | 41°20′49″ с. ш. 69°18′28″ в. д. |
Устье | разбор на мелкие отводы |
· Местоположение устья | за пересечением с улицей Шахристон |
Координаты | 41°21′05″ с. ш. 69°17′08″ в. д. |
Географ Н. Г. Маллицкий высказал предположение, что ташкентский гидроним Дарвазакент является искажением согдийского Дарвазакам — «арык ворот» или «ворота арыка». Такое название известно для участка канала Иски-Тюятартар (связующего реки Зеравшан и Санзар), где тот проходит через холмистую местность, образуя особенно глубокий овраг, потребовавший наиболее значительных земляных работ. Учёный предполагает, что в прошлом ташкентский канал мог аналогично пролегать среди холмов на правобережье Бозсу. Согласно его гипотезе, вторая часть названия со временем трансформировалась в кент, поскольку согдийское слово кам стало забытым и неясным для местных жителей. В доказательство Н. Г. Маллицкий приводит однозначно фиксируемый по историческим источникам переход древнего бухарского гидронима Шапуркам (по-согдийски — «арык Шапура») в современное, переосмысленное название Шафрикент.
Длина Дарбазакента составляет 2,22 км, из них 0,62 км приходятся на бетонное русло, 1,6 км — на земляное русло. Головное сооружение Дарбазакента рассчитано на забор 25 м³/с воды. Согласно энциклопедии «Ташкент», максимальная пропускная способность составляет 600 л/c; земли, орошаемые каналом, занимают площадь 245 га. По данным К. Холматова и П. Баратова, расход воды в канале составляет 700 л/c, в Юнусабадском тумане орошает территорию в 100 га.
Дарбазакент отходит вправо от канала Бозсу на участке в районе Ботанического сада. Проходит в общем западном направлении, приблизительно параллельно улице Чинобод, образуя небольшие изгибы. На начальном отрезке течения имеет широкое русло, которое затем резко сужается.
После сужения дважды пересекает железнодорожную линию Ташкент — Москва и, далее, улицу Амира Темура. За улицей Амира Темура поворачивает на северо-запад и подходит к улице Шахристон. За пересечением с улицей Шахристон разбирается на мелкие отводы.
Дарбазакент проходит 11 мостовых труб, в верхнем течении через него переброшены 3 моста.
В начале 1970-х годов для использования Дарбазакента в качестве обводного канала были построены тоннель, проходящий под железнодорожной линией и сооружение водосброса в Бозсу.
Дарбазакент является древним оросительным каналом. Он построен в период, предшествующий арабскому нашествию и входит в число арыков, практически одновременно отведённых из верхнего течения Бозсу для орошения земель между Бозсу и каналом Актепа. Эти арыки обеспечивали водой существенную территорию приташкентского региона на протяжении раннего средневековья и в последующие исторические периоды. Однако позднее Дарбазакент переводился на левый берег Бозсу через желоба.
В 1937 году Дарбазакент подвергся реконструкции. В начале 1970-х годов, в связи с реконструкцией Бозсу, Дарбазакент стал использоваться в качестве обводного канала для прохода дополнительных объёмов воды в районе Бозсуйской ГЭС. С этой целью был создан комплекс гидротехнических сооружений (голова канала, тоннельный переход, водосброс). Годы этих реконструкций могут указываться как время постройки канала.